Наверняка у каждого из вас, дорогие читатели, хотя бы раз возникало желание запечатлеть собственное творение – клумбу, розовый куст или какой-нибудь выросший на грядке мега-кабачок. Как это сделать так, чтобы получившиеся фотографии радовали глаз, я и расскажу сегодня.
Фотографы-профессионалы возможно снисходительно ухмыльнутся, прочитав мои советы. Но эта статья не для них, а для тех, кто не хочет глубоко вдаваться в дебри фотоискусства, для кого слова выдержка и резкость обозначают черты характера, а ГРИП – название болезни, написанное с ошибкой.
Итак, в руках у нас фотоаппарат, перед глазами клумба… что дальше? Для начала определимся с местом, откуда будем снимать. Правило первое – не становиться лицом к солнцу – результат съемки вас вряд ли порадует. Лучше встать так, чтобы солнце было сбоку или сзади вас. В последнем случае обратите внимание, чтобы в кадр не попала ваша тень. Если она нахально лезет на передний план – отойдите немного назад и приблизьте вашу «фотомодель» зумом.
Что касается погоды, то тут однозначных предпочтений нет. В солнечную погоду цвета получаются более яркими и насыщенными, но появляются тени, которые могут несколько испортить результат. Время для съемки лучше выбрать утром или вечером, когда солнце находится невысоко над горизонтом и свет его более мягкий.
В пасмурную погоду хуже освещенность, поэтому возможно придется увеличить ISO, но зато нет проблемы теней и снимать можно с любой стороны – солнце не мешает.
Далее определимся, будем ли мы снимать клумбу целиком или же выделим какой-то отдельный цветок. Если нам нужен общий план, тогда заморочек особых нет – подходя ближе или дальше, а также приближая или отдаляя объект съемки, добиваемся желаемой картинки и снимаем. Настройки камеры могу порекомендовать следующие. Чувствительность (ISO) устанавливаем самую минимальную, обычно 50 или 100 единиц. Если погода пасмурная, можно использовать ISO 200, но при этом на компактных фотокамерах на изображении уже появляются шумы – цветные точки, беспорядочно разбросанные по снимку. Чем выше ISO – тем больше шумов. Поэтому если позволяет освещенность (а повышать ISO приходится как раз из-за недостаточной освещенности), лучше сделать этот параметр минимальным.
Режим для съемки я рекомендую Tv (приоритет выдержки). Саму выдержку можно выставить 1/125. Более короткая выдержка обычно не нужна (ну разве что при сильном ветре) – клумба объект обычно неподвижный. Если нет ветра и цветы не колышутся, можно выставить выдержку и подлиннее – но не больше 1/60, иначе есть риск, что изображение из-за дрожания рук получится смазанным.
Почему именно такой режим? А дело все в том, что при одной и той же освещенности, чем длиннее выдержка, тем больше так называемое диафрагменное число. Не пугайтесь этого слова. Представьте себе зрачок вашего (или чужого) глаза. Когда на него попадает яркий свет, он сужается, а в темноте расширяется. Абсолютно так же работает и объектив вашего фотоаппарата, только его «зрачок» называется диафрагмой. Чем больше диафрагменное число – тем меньше отверстие диафрагмы. А с его величиной непосредственно связан тот самый пресловутый ГРИП или по-простому – глубина резкости.
Что же это такое – ГРИП – и с чем его едят? Все очень просто. Когда отверстие диафрагмы большое, предметы сзади и спереди объекта съемки получаются нерезкими, размытыми. Чем больше мы закрываем «зрачок», тем больше становится глубина резкости – объекты за и перед объектом съемки будут четкими. Так что если мы хотим снять общий план нашей клумбы – лучше чтобы глубина резкости была большой. Поэтому следите, чтобы величина диафрагменного числа (обозначается буквой F) была побольше (желательно чтобы оно было максимально, обычно это F8,0 для компактных фотоаппаратов). Если же камера упрямо выставляет F2,8 (обычно это минимум на компактных фотоаппаратах), тогда сделайте подлиннее выдержку. Но вообще на «компактах» даже и при F2,8 глубина резкости получается вполне приемлемой, на зеркальной же камере стоит попробовать увеличить ISO.
Если же на вашем фотоаппарате отсутствует режим Tv, то можно установить сюжетную программу «Пейзаж».
Получиться у нас должно что-то в этом духе.
Несколько иначе стоит действовать, если мы хотим выделить отдельно растущий цветок, чтобы он не потерялся среди травы, или же один из цветков на клумбе. Тут нам нужно, чтобы глубина резкости была поменьше. Тогда наша «фотомодель» будет отчетливо выделяться на полуразмытом фоне и уж точно не «потеряется» среди травы или других цветков.
Для этого мы будем использовать режим Av (приоритет диафрагмы). И диафрагму мы поставим самую что ни на есть открытую – F2,8 (а можно и шире, если фотоаппарат позволяет, но я на «компактах» даже F2,0 не встречал). Кроме того, эффект размытия можно увеличить за счет зума. Поэтому если камера имеет 3-6 кратный зум, то выкручиваем его на максимальное приближение. Если же ваша камера относится к «суперзумам», то обычно достаточно 6-8 кратного увеличения. Сразу оговорюсь – речь идет только об оптическом зуме. Цифровой зум – штука порочная, в данном случае (да и в других тоже) абсолютно бесполезная и даже вредная и вообще ее лучше отключить раз и навсегда.
Если камера не имеет режима Av, то можно воспользоваться режимом спортивной съемки, хотя это и несколько «не то». Вообще для подбора режима рекомендую обратить внимание на то, какие значения выдержки и диафрагмы выставляет фотоаппарат в том или ином режиме. Тот режим, в котором число диафрагмы самое маленькое, нам подходит.
Итак, настройки готовы, наводим фотоаппарат на выбранный цветочек… И вот что у нас получилось.
Правда тут стоит оговориться. Не всем обладателям компактных камер посчастливится получить действительно размытый задний план. Такая уж особенность маленьких линзочек. Гарантированно насладиться результатом смогут только счастливые владельцы зеркальных камер, желательно с телеобъективами. Если ваша камера упорно не хочет «размывать» задний план, то попробуйте воспользоваться режимом макросъемки, это должно исправить ситуацию. В режиме «макро» зум лучше убрать на минимум, и так глубина резкости будет очень небольшой. Вот пример такого снимка.
И еще одна маленькая деталь. Вспышка. Отключите ее принудительно. Она только испортит снимок.
Вот собственно и все, для начала этого вполне достаточно. Успехов!
Николай Охотников