«Всё это - как полотна Сальвадора Дали -
Ищешь ответы снаружи, но ответы внутри…»
Вы постигли ценности жизни? Познали вкус самодостаточности? Ваша внутренняя целостность делает Вас неуязвимым? Ваше мышление – философское, а Ваша натура – творчески одаренная? Мелочи жизни и суета – не спутники Вашей жизни? Поздравляем! Вы доросли до минимализма.
Дизайнеры стран Европы давно признали минимализм, и с 1960-го года этот стиль стал любимым и весьма популярным. Возможно, одним из пятерки популярнейших стилей. Минимализм – стиль достаточно динамичный, с течением времени он изменялся, приобретая черты от одноцветного аскетизма до фееричных штрихов разрушающего стереотипы фьюжн-стиля. Мода изменчива, стили преображаются и зачастую стиль, где, казалось бы, нет места «бесполезным деталям» приковывал взгляд яркими расцветками и аксессуарами. Основа минимализма – не отказ от всего, а свобода, максимум света, большие пространства и минимум обстановки. Широко известный в мире искусства – минимализм легко конкурирует с традиционными направлениями. Где-то можно провести аналогию с бессмертным классическим стилем.
Сравните сами: дизайнеры, отдающие предпочтение работе в минималистском жанре, также как когда-то предшественники, находятся в поиске безупречных пропорций, идеального сплетения объема и линий, выбора гармоничного освещения. Другими словами – меняются времена, изменяется мода на стили дизайна, но суть его прежняя: организация жилого пространства должна быть комфортной и эстетичной. Эти две аксиомы художники-оформители понимают по-своему. Кто-то из них во главу ставит эмблему «авторского дизайна» пренебрегая комфортом. Кому-то наоборот нравится ориентироваться на функциональность – они памятуют о том, что жилище создается изначально для жизни, а не ради дизайна.
Кардинальный минимализм, в какой-то степени напоминающий пространство выставки или музея, не пригоден для жизни. В нем нет места декору, деталям, он лаконичен по формам, включает в себя только самое необходимое. Из-за этой особенности стиль в чистом виде прожил крайне недолгое время. И то, что принято называть сегодня минимализмом – по сути своей есть «варианты на тему».
Высокая философия минимализма
Минимализм можно охарактеризовать как стиль, в котором почти полностью отсутствуют декоративные элементы. Линии дизайна – правильные, геометрические, строгие. Основная геометрическая фигура – прямоугольник, углы, как правило, прямые.
Цветовая палитра лаконична, текстуры и поверхности несут смысловые оттенки сами по себе, выступая в отстранении от предмета. Идея стиля – привлечь внимание к фактуре, материалу, но не к привнесенным аксессуарам. Таким образом, в какой-то степени удовлетворяется потребность в декоре.
Минимализм в современной интерпретации возводит функциональность на один уровень со сверхидеей. Однако он ей не равен, не повторяет ее, не отождествляется с ней. В минималистском дизайне обязательна функциональность, но обязательна в сочетании с чем-то высоким. Например, окна – с минимальным декором или совсем без него – являются источником света, делают интерьер прозрачным. Такое качество окон превосходит пределы только функциональности, содействуя идее свободы – самого ценного в минимализме. Минималистские окна – функциональны, но ценятся за способность «выпускать» в бескрайнее вечное.
В цене – отсутствие, а не присутствие каких-либо предметов. Отсутствие препятствий и достижение за счет этого свободы пространства и даже идейной свободы. То же окно в концепции минимализма не может быть защищено каким-то устройством, иначе оно перестанет отвечать атмосфере минимализма. Минимализм – стиль символов, а не предметов.
Современный мир перегружает людей информацией, поэтому, придя домой, многим на подсознательном уровне хочется попасть в неагрессивную среду, которая бы не добавляла лишней информационной нагрузки. В среду, дарящую чистый воздух, чувство пространства и много света, но не перегружающую энергетически. Этим продемонстрирована основная черта данного стиля – минимализм улавливает потребности человека в свободном пространстве и успешно отображает их. Вот почему в «аскетичном» дизайне, где глазу не за что зацепиться, имеют большое значение цвет и фактура. При минимальном объеме декора, материал приобретает большое значение.
Минималистский предмет не обладает очевидными декоративными свойствами, но необычен и дорог он тем, что отрекается от внешнего проявления какой-то идеи. Ее сложно придумать, в первую очередь, из-за того, что при минимальном проявлении внешней идеологии, наблюдается ряд отчетливых правил. Любой другой стиль неминималистской направленности может требовать от мебели в непременном порядке гнутые ножки или специфический китайский орнамент из птичек; минимализм же предоставляет в этом плане свободу. Из этого следует, что сверхуникальная идея в дизайне без правил достойна большего, чем идея интерьера, придуманного по канонам.
В принципе, не исключено, что минимализм равноценен (или чуть более-менее дорогой) декору с множеством живописных ярких деталей. Есть правило: чем меньше деталей, тем больше внимания к каждой из них. Мало того, могут возникнуть лишние трудности от того, что детали интерьера чаще приходится «убирать», нежели чем привносить в интерьер.
Искусство минимализма – есть абсолют
В пустом пространстве минималистского интерьера все предметы имеют «свой ряд и свое место в этом ряду» – здесь все строго скоординировано. Завершенность, пожалуй, одна из характеристик, отвечающая данному стилю. А вместе с ней ходит за руку и совершенство. Согласны?
На самом деле: внешняя атрибутика суетной жизни спрятана, цветовая палитра спокойна. Стоит только взглянуть на такой интерьер, как возникает ощущение простора и беззаботности. Интерьер не перегружен ни слишком пестрой отделкой, ни вычурными деталями. Совершенное искусство света и убедительной геометрии!
Каждый элемент интерьера заключает и несет в себе некую самоценность. Четкость и лаконичность может разрушиться привнесением в обстановку любой детали, а значит, каждый предмет должен обладать безупречным замыслом и идеально исполнен. Обстановка минимализма изначально склонна к совершенству, при котором даже обыкновенные розетки и выключатели обязаны выглядеть по меньшей мере индифферентно и строго.
Вспомните легендарный «Черный квадрат» Казимира Малевича – классику минималистской живописи, не отягощенную разнообразием изобразительно-выразительных средств. Картина кажется бессодержательной, но именно отсутствие возможности создания полноценного художественного образа привело к гармоническому восприятию простейшей геометрической формы.
Похожее можно наблюдать и в мире искусства дизайна интерьеров – минималистский интерьер представляет собой художественное произведение, внимательно присмотревшись к которому, приходит понимание того, что интерьер помимо эстетических качеств – утилитарен.
Интерьер в минималистском стиле может показаться на первый взгляд самым простым в исполнении. Казалось бы, что может быть проще: минимум мебели и подручные средства. Тем не менее, на практике можно увидеть закономерность: чем творение проще, тем затруднительнее его сделать. Важно не переступить грань, вовремя остановиться, не перегружая композицию ненужным и лишним. Стилистические отклонения здесь на виду, неабсолют непростителен. Поэтому не удивительно, что интерьер в стиле минимализм нередко превосходит по стоимости фешенебельные интерьеры в изысканных стилях ампир, модерн или барокко.
«Характер нордический, выдержанный»
Популярный в западных странах, в России минимализм является редким гостем. Возможно, это и к лучшему – отречение от нужного ради незаменимого не всегда обеспечивает ошеломляющий результат.
Апогей развития минимализма на Западе проявил себя в 1920-е и 1960-е годы, в период бунта радикально настроенной общественности против «монотонности» упорядоченной и «правильной» сытой жизни. Сие восстание нашло отражение как в мире политики, так и в культурной жизни в целом.
В настоящее время минимализм находит вдохновение в новых настроениях. Западное общество, осознав возможность тотальной экономической катастрофы, взяло ориентир на экологически чистые материалы – стекло, дерево, металл, бетон. Современный ритм жизни рассеивает внимание на различные явления и предметы, что приводит к спросу на «спокойные» интерьеры, не отягощенные лишними проявлениями.
Ощущению безграничного пространства способствуют отсутствие внутренних перегородок и наличие больших окон, пропускающих свет и соединяющих помещение с окружающим миром. Простота форм сводится к примитивизму – прямые линии и углы без намеков на вольную грациозность и компромиссы. Попадая в атмосферу минималистского помещения кажется, будто воспроизведенные звуки отразятся в порождающих откликах многократного эха и никогда в жизни не стихнут. Возможно, поэтому данный стиль любим и ценим в странах с суровыми климатом и обычаями. «Характер нордический, выдержанный» – характеристика стиля минимализм.
Многоликость, богатство, графичность…
Вечные поиски «себя» в колористике не заканчиваются: архитекторы и декораторы продолжают искать цветовую гамму, которая станет универсальной. Воззрения минималистского стиля нашло поддержку в сочетании тонов ахроматического круга – белого, серого, черного. Но, невзирая на это, дизайнерское искусство минувших десятилетий не отрицает обратного: минимализм довольно богат «красочно-разнообразными» средствами и многообразен.
Цветовое разнообразие минимализма, чаще всего, ограничено оттенками светлых цветов и полутонов, в дизайне превалирует белый цвет, выигрышно подчеркнутый серым и черным цветами, в чем заключается своеобразного рода «графичность».
Бело-черная «графика» находит гармонию в сочетании с эффектной отчетливостью натуральных тонов металла, кирпича, дерева, бетона, стекла. Наиболее выразителен интерьер при использовании грубой текстуры: кирпич – неискусственный, бетон – натурально-необработанный, стена – идеально оштукатуренная.
Текстура материала играет огромную роль и, средства, с первого взгляда кажущиеся строгими и воздержанными, придают интерьеру завершенность, неповторимость и собственный стиль.
Открытое окно в окружающий мир
Часто среди дизайнеров бытует мнение о выходе минимализма из моды. С этим можно и спорить, и соглашаться, но стиль в интерьерном мире живет шестой десяток лет и уходить в тень истории не собирается. Но он, рожденный во время эклектики, приобретает сегодня черточки микста, вбирая в себя «чужие» мотивы. Нередко смешение философских взглядов на минимализм европейской и восточной культуры; минимализма и этники. В любом случае стиль отличается применением натуральных материалов с выразительными фактурами, такими как: плетеный текстиль, ткань, дерево, стекло.
При создании интерьера важен простор, выражающий свободу действий и символизирующий «окно в окружающий мир». Добиться простора помогают отсутствие лишних перегородок, светлый цвет помещения, потоки света сквозь окна большого размера и, естественно, минимальное количество мебели – четкой и лаконичной. Большие потенциалы представлены перед дизайнером: сегодняшний рынок ориентирован на простоту форм и спокойные краски. Минимализм – строгий стиль, выдержанный, но комфортный. И эту комфортность надо просто понять.
Максимова Нина